Застенчивость и пути её преодоления

Несколько советов я уже дала. Теперь акцентирую ваше внимание на том, какие опасности могут подстерегать ребенка в неполной семье. Мама, уставшая и замотанная, требует от ребенка выполнения его обязанностей — делать уроки, наводить порядок на своем столе и т. д. Она именно требует, нередко прибегая к угрозам, оскорблением и крикам. В итоге сын или дочь садится за уроки из-под палки, получая соответствующий результат. Это закрепляет стереотип — выполнять домашнее задание неинтересно и неприятно. В результате ребенок может вообще охладеть к учебе, которая раньше ему нравилась. Поэтому самый главный совет родителям: поощряйте детское «хочу», стараясь заинтересовать малыша тем или иным видом деятельности.

 

Застенчивость может быть врожденной чертой характера, и при благоприятных стечениях обстоятельств она не мешает ребенку общаться со сверстниками, да и в дальнейшем не создает особых трудностей в жизни. Такая стеснительность не является психологической проблемой для ребенка, потому что он не испытывает от нее дискомфорта. Например, малыш знает, как ответить на вопрос учителя, но не спешит поднимать руку, потому что у него нет потребности в том, чтобы продемонстрировать свои знания. Но если его спросят, он не будет молчать, а тихо и спокойно ответит урок. Такие дети малообщительны, но самодостаточны, они не нуждаются в помощи и оценке окружающих.

Другое дело, когда застенчивость тесно граничит с нерешительностью и тревожностью. Например, ученик знает и хочет дать ответ на трудный вопрос первым, но сомневается в правильности своих мыслей. Возможно, он когда-то ошибся, и ему это было неприятно. Иногда за застенчивым поведением скрывается стремление занять лидерскую позицию среди других детей, но соответствующих качеств для этого не хватает. Не получив результата, такой ребенок может вообще замкнуться в себе и отказаться от контактов. Трудности в общении могут быть вызваны недостаточным развитием у малыша речи, мышления. В таком случае ему действительно тяжело заводить знакомства и поддерживать разговор.

Чтобы этого не произошло, чуткость к желаниям других людей и умение жертвовать своими интересами воспитывать нужно в семье. И в этом нужно заинтересовывать ребенка опять же его желаниями, но только более дальновидными и разумными: «Я хочу, чтобы у меня было много друзей, чтобы ко мне хорошо относились в коллективе, чтобы мой друг всегда верил мне, и я мог всегда надеяться на него, а для этого я должен поступать так-то и так-то».

 

Поэтому в любом случае желание руководит ответственностью, которая его и порождает. Но это происходит только в том случае, если ребенок четко осознает свою ответственность, понимает, что это нужно лично ему, а не кому-нибудь другому.