Вредные привычки

Если в младшем дошкольном возрасте такие навязчивые движения, как сосание пальца и ковыряние в носу были естественным продолжением младенческого стремления удовлетворить свою потребность в любви, ребенок более старшего возраста приобретает вредные привычки в процессе дальнейшего развития личности. На это влияет его окружение, пример родителей, других взрослых, детей, с которыми ребенок часто общается, а также семейная обстановка. Атмосфера семьи в любом возрасте играет значительную роль в формировании личности ребенка со всеми его слабыми и сильными сторонами.

Если семья неблагополучна, хотя в ней и присутствуют оба родителя, малыш ощущает внутренний дискомфорт, желание изменить обстоятельства. Не испытывая родительской любви в полной мере, он ищет признания у чужих людей и становится зависимым от них, то есть подсознательно стремится перенимать движения и повторять слова. Такие стереотипы поведения очень трудно исправить, потому что ребенок все больше и больше вовлекается в процесс заимствования чужих манер, и не развивается как личность. В неполной семье малыша подстерегают другие проблемы — авторитарная власть матери или потеря близкого контакта с ней из-за ее постоянной занятости.

 

И в том и в другом случае малыш ощущает себя отверженным, из-за чего стремится получить поддержку у других людей, вне дома. Если таких людей нет, он и вовсе замыкается в себе, возвращаясь к периоду младенчества. Тогда он грызет ногти или любые предметы, попавшиеся под руку, сосет пальцы, иногда у него появляется энурез. Все это ведет к рассеянности, невнимательности, боязливости и необязательности. С таким багажом психологических проблем ребенку будет трудно учиться в школе, поэтому родители должны помочь ему сразу же, как только заметили первые признаки вредных привычек.