Правила поведения

 Определенные правила поведения также нужно выработать и в том случае, когда кто- то один — мать или отец — воспитывает ребенка. Тогда малыш становится серьезным помощником и даже напарником родителя, что возвышает его в собственных глазах. Но для того чтобы малыш не подвел вас в трудную минуту, заключите с ним договор, из которого он может вынести много полезного для себя. Чтобы так оно и было, то есть, чтобы правила не стали сплошными запретами, вам необходимо тщательно продумать, как расширить или хотя бы не ущемить свободу ребенка, чтобы он был заинтересован в выполнении ваших требований.

 

Во-первых, объясните малышу, что правила помогают избегать конфликтов и следующих за ними наказаний, что одинаково неприятно как родителю, так и ребенку.

Во-вторых, правил должно быть немного, чтобы не запугать дитя слишком большими ограничениями.

В-третьих, правила необходимо разделить на четыре группы. Рассмотрим каждую группу в отдельности.

1. Правила, предусматривающие полную свободу ребенка в определенных занятиях и поступках. Например, малыш сам решает, кого из друзей приглашать в гости по воскресеньям, какие книги читать, какую одежду надевать на прогулку (естественно, по сезону) и т. д.

2. Правила, также предполагающие свободный выбор ребенка, но в определенных границах. Например, малышу разрешается делать уроки в любое время, но не позднее 20 часов. Или он может посмотреть любой детский видео- или DVD-фильм, но в течение 1 часа. Он может съесть на завтрак или бутерброды или кашу — как ему захочется, но не чипсы и мороженое. Такие ограничения стоит заранее обсудить с ребенком и объяснить их необходимость.

3. Правила, которые действуют обязательно, но которые в то же время можно не соблюдать в особых исключительных случаях, например, каждый день ходить в школу или ложиться спать в 21 час. Ребенок должен понимать, когда можно, а когда нельзя сделать исключения. Например, семья переезжает на новую квартиру. В этот день ребенок может не пойти в школу или лечь спать позже обычного. Или в результате аварии в квартире отключили электроэнергию, и ребенок не смог сделать уроки до 20 часов. Свет дали только в девять часов вечера, когда пора уже ложиться спать. В этом случае можно разрешить ребенку не делать уроки, а написать записку учительнице.