Готовиться к школе или играть?

Если еще 10-15 лет назад никто и не задумывался о том, что нужно учить ребенка читать и писать до поступления в школу, то теперь родители стремятся дать своему чаду «дошкольное образование», чтобы он пришел в 1-й класс самым подготовленным. Так ли уж это нужно? С одной стороны, в этом нет особой необходимости, потому что всем премудростям ребенка должны учить в школе. Но, если большинство детей приходят в учебное заведение грамотными, а ваш не знает даже букв, он окажется «белой вороной» в коллективе. Более того, сама учительница поставит первоклассника в неловкое поведение, считая его отстающим. Своим отношением она настроит ребят против малыша, который, возможно, социально и психологически развит гораздо лучше, чем его сверстники, и при благоприятных условиях будет быстрее осваивать школьную программу.

Но в том-то и дело, что при благоприятных. А, будучи изгоем в коллективе, над которым все смеются («Он еще читать не умеет»), ребенок может получить психологическую травму и вообще затормозиться в развитии.

Поэтому, как обычно, выбираем золотую середину. Мамам, озабоченным воспитанием своих детей без мужа, надо иметь в виду, что успехи ребенка не смогут вам компенсировать неудавшуюся личную жизнь. Иными словами, вам не стоит делать ставку на малыша, который должен во что бы то ни стало радовать вас своими пятерками, если уж больше радовать вас некому. Ищите отдушину в другом: в общении с подругами, в походах по магазинам, в парикмахерскую и даже в поисках нового мужа (конечно, опять же, не в ущерб ребенку), словом помогайте себе сами, а от сына или дочери не требуйте слишком многого. Ребенок до 7 лет вообще не способен к упорядоченной умственной деятельности — это утверждают ведущие детские психологи.

В дошкольном возрасте малыш развивается в другом направлении. В это время формируется его личность, тренируется воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, инициатива. Он пытается адаптироваться в окружающем мире, ищет способы взаимодействия с разными людьми, постепенно осваивает ролевые игры, то есть учится учиться. Если не мешать ему, то есть не нагружать учебными программами, он придет в школу, готовый сесть за парту и воспринимать требования учителя.