Общения дошкольника со сверстниками

Общение со сверстниками имеет для детей гораздо большее значение, чем общение взрослых между собой. В процессе этого общения идет бурное развитие личности. Ребенок испытывает такую широкую гамму чувств, о которой родители даже не подозревают. Поэтому они часто и не придают значения детским ссорам, обидам или беззаветной дружбе. Между тем опыт первых контактов со сверстниками во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим людям, к миру в целом, и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Но этот первый опыт далеко не всегда складывается удачно. Тем более, если малыш растет в неполной семье, где не может видеть образца взаимоотношений родителей.

Довольно часто эти взаимоотношения (когда отец посещает ребенка) имеют явно недоброжелательный характер. Все это травмирует психику малыша, и он старается воплотить свои негативные эмоции в общении со сверстниками. У такого ребенка возникают проблемы в поведении, которые отталкивают от него других детей, и это еще больше замыкает его в себе или, наоборот, озлобляет. Негативное отношение к другим детям закрепляется и сильно влияет на психику малыша. Поэтому главной задачей матери, которая воспитывает сына или дочь без мужа, является помощь в преодолении проблем общения со сверстниками, если, конечно, они имеются. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей.

Дети дошкольного возраста общаются между собой очень эмоционально и раскованно, совершенно не так, как со взрослыми. Они часто вступают в конфликты, но тут же мирятся, обижаются, но тут же прощают обиды. Они выражают свои чувства и отношение друг к другу ярко и непосредственно: прыгают, кривляются, дразнятся.

В этом состоит огромное преимущество перед общением ребенка со взрослым, потому что в такой свободной и непринужденной атмосфере раскрывается детская самобытность, проявляется индивидуальность личности.

Однако дети дошкольного возраста не любят поддерживать инициативу друг друга: они с удовольствием предлагают свои игры и занятия, но предложение сверстника оставляют без внимания. Такая несогласованность в общении часто порождает конфликты и обиды.

Все это нормальное поведение детей, которые умеют ссориться и мириться, обижаться и прощать обиды, сердиться и радоваться. Но у некоторых малышей в общении со сверстниками возникают серьезные проблемы, которые не дают им возможности получать удовлетворение от игр, мешая нормальному развитию.