Заикание у детей

 Заикание может быть реакцией на стресс, который получил малыш в связи с разводом родителей. Другая причина этого нарушения речи — повреждение головного мозга в период внутриутробного развития плода или во время появления ребенка на свет. Между этими видами заикания есть серьезные различия. Если в первом случае вы можете существенно помочь своему малышу, наладив добросердечные отношения с ним и создав ему нормальные условия для развития, то во втором случае проблема решается с помощью не только психотерапевтических, но и лекарственных методов.

Недуг, в основе которого лежит органическое нарушение, поддается исправлению намного труднее, кроме того, он может вновь появиться в подростковом возрасте и привести к развитию невроза. В первом же случае заикание само является результатом невротической реакции ребенка на стресс, поэтому в основе его лечения должна быть установка на снятие чрезмерного эмоционального или умственного напряжения.

Нарушение речи, развившееся в результате стресса, никогда не появляется само собой. Его сопровождают другие невротические симптомы — нарушения сна, аппетита, повышенная раздражительность и утомляемость. Кратковременная психическая травма, которая не оставляет очень заметного следа в душе ребенка, может вызвать временное заикание, которое быстро проходит. Но повторение травмирующих факторов закрепляет эту реакцию, и заикание становится хроническим.

Не все дети реагируют на стресс заиканием, но некоторые особо подвержены этому нарушению речи. Чтобы подобного не произошло с вашим ребенком, обратите внимание на отдельные предвестники заикания, которые характеризуются повышением или понижением эмоционального тонуса, а также следующими симптомами:

•  у ребенка высокий и тонкий голос;

•  речь малыша очень быстрая с продолжительными паузами;

• ребенок повторяет слоги и растягивает звуки;

•   во время разговора малыш часто дышит, поднимая на вдохе плечи;

• разговаривая, ребенок опускает в напряжении голову, зажимая плечи и шею.

Однако такие симптомы могут встречаться у каждого ребенка в период активного освоения речи (около 3 лет) или во время сильного волнения. Например, малыш спешит рассказать маме, как он ловко забил мяч в ворота или он только что увидел красивую бабочку и ему не терпится поделиться своими впечатлениями. Поэтому обращать внимание на перечисленные признаки стоит лишь в том случае, если они часто повторяются или сопровождают речь ребенка постоянно.