Школьные годы,

Разговор с ребёнком о сексе

Прежде чем рассказывать ребенку о сексе, задайте себе вопрос: «Чем для вас является секс?» Просто половым актом, приносящим физическую разрядку, или естественной составляющей любви мужчины и женщины друг к другу? Хотя любое мнение справедливо для разных людей и ситуаций и имеет право на существование, все же отношение к сексу как к неотделимой части именно близких любовных отношений демонстрирует высокую сексуальную культуру Наверное, именно культуру секса вы и хотите привить своему ребенку Раньше было не принято обсуждать с детьми подобные темы, теперь к этому вопросу подходят более открыто. Разумнее всего, как обычно, выбрать золотую середину. Секс — это такое же естественное явление в жизни, как еда и сон. Поэтому не стоит делать из нормального детского интереса к этой теме проблему. Обойдемся без ханжества и вульгарности, помня о том, что для каждого возраста нужно находить особые слова и объяснения.

Говорить с ребёнком о сексе нужно тогда, когда он задает соответствующие вопросы. Но для того чтобы эта тема не была для него стыдной или даже вульгарной, с самого младенчества его должна окружать атмосфера родительской любви и нежности. В неполной семье ребенок не может видеть, как отец трепетно относится к матери, а мать — к отцу. Поэтому вам нужно другими способами знакомить малыша с семейными отношениями — читать книжки о прекрасных принцессах, которых любят смелые и отважные принцы, ходить в гости к подругам, у которых любящие мужья. Ребенок не должен быть изолирован от естественных человеческих отношений.

Нередко мать боится целовать своего сына, а отец стыдится обнять дочь, дабы не вызвать у ребенка ненормальную реакцию. Эти опасения совершенно напрасны: они навеяны популярными в прошлом утверждениями, что ребенка нельзя много ласкать, чтобы не вызвать у него преждевременный интерес к сексу. Конечно, не стоит «перегибать палку» в этом отношении, но любить и ласкать ребенка нужно обязательно. Все дети нуждаются в том, чтобы их обнимали и целовали родители.

Школьные годы,

Подсказка родителям школьника

•  Не пытайтесь сделать ребенка своим ближайшим другом, даже в том случае, если вы одиноки и ищите у него поддержки. Он не сможет оказать вам ее в полной мере. А теплые отношения между мамой и сыном или дочерью еще не означают настоящей дружбы. Согласитесь, что между вами нет, и не может быть равноправия, которое подразумевает настоящая дружба. Поэтому не заменяйте общение ребенка со сверстниками «дружбой» с вами.

• Если друзья ребенка вам неприятны, не спешите принимать меры, а приглядитесь к ним получше, стараясь понять, какие черты в них привлекают вашего ребенка, какими положительными и негативными качествами они обладают на самом деле, и оказывают ли они влияние на ваше чадо. Может быть, ваш ребенок — сильная личность, и он просто не замечает грубости или неорганизованности друга, а его привлекают в нем другие качества — умение поддержать инициативу, понимание, отзывчивость. Наконец, ему просто интересно с ним играть. Если товарищ не оказывает отрицательного воздействия на вашего ребенка, то вас не должно смущать такое общение.

• Вы можете высказывать сыну или дочери свое мнение относительно товарищей, но оно должно выражаться в тактичной форме. Грубое и безапелляционное высказывание унижает чувства и выбор вашего ребенка.

• Помните, что вы несете ответственность за своего ребенка, поэтому вам не должно быть безразлично, с кем он общается. Нельзя требовать от него подробных отчетов, но если между вами и им налажены доверительные отношения, нужно постараться сделать так, чтобы ребенок сам захотел рассказать о своих друзьях. Если он «связался» с дурной компанией, и вы замечаете это, постарайтесь отвлечь его интересными делами, а в процессе общения вместе обсудить разные человеческие качества и поступки, поговорить о поведении героев только что прочитанной книги, специально выбрать рассказ, где действуют положительные и отрицательные персонажи, и почитать ее вместе с ним. Пусть он сам подумает о том, правильно ли поступают его новые друзья, стоит ли брать с них пример.

Школьные годы,

Мнимые болезни ребёнка

Дети очень тонко чувствуют, когда именно окружающие больше всего заботятся о них и уделяют им много внимания. Конечно, когда они болеют. Поэтому дети нередко прибегают к этому способу, чтобы вызвать жалость и любовь, которой им недостает. Вообще, если ребенок часто болеет, подумайте о том, не слишком ли требовательны вы к нему, не редко ли ласкаете и целуете его, не обделяете ли его вниманием и заботой.

Болезни могут быть не только настоящие, но и мнимые. Сознательно или интуитивно ребенок ищет у себя больные места, чтобы его пожалели. Если он добивается своей цели, то есть вечно занятая мама берет отпуск, чтобы провести с ним время, пока он болеет, ребенок прибегает к этому способу все чаще и чаще. Затем тот же механизм начинает использоваться и для более практических целей, например, для того, чтобы не ходить в школу.

Лучший способ отучить ребенка прибегать к запрещенному приему — любить его всегда и, безусловно, часто доказывать свою любовь на деле, никогда не повышать голос, стараться понять и уметь посочувствовать.

Взрослея, ребенок будет все больше отдаляться от вас в своих интересах и мыслях, действиях и поступках. Вы уже не сможете контролировать и поучать его, хотя бы потому, что он не захочет быть столь послушным, как прежде. Так поступает любой нормальный ребенок, а тот, кто слишком зависим от родителей, как раз должен вызывать тревогу. В младшем школьном возрасте ребенок — уже вполне самостоятельная личность, которая имеет свои права и стремится использовать их. Важнейшее его право — выбирать друзей.

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу — кто ты». Все знают эту поговорку и страшно боятся отношений своего ребенка с неблагополучными детьми — хулиганами, авантюристами, просто двоечниками. «Что они могут дать моему ребенку?», — возмущается иная мама и нередко запрещает своему отпрыску дружить с этими ребятами.

Школьные годы,

Демонстративное поведение ребёнка

Испытывая повышенную потребность во внимании и хорошем отношении к себе, ребенок все время старается показать себя, как бы продемонстрировать, причем не только с лучшей стороны. Эта личностная особенность встречается довольно часто. Если он чувствует себя отверженным в семье, она проявляется еще сильнее: ребенок стремится всегда быть в центре внимания. Девочки любят красиво и вызывающе одеваться, украшать себя, переживают из-за отсутствия модной одежды, требуя, чтобы мама ее купила. Мальчики стремятся выделиться из компании сверстников любыми способами: кривляются, специально плохо себя ведут, нарушают запреты, чтобы вызвать недовольство учительницы в классе, которая будет их «распекать», тем самым все же уделяя внимание. Некоторым детям все равно, хвалят их или ругают, главное, чтобы замечали, и они добиваются этого любыми путями.

Если демонстративность направить в нужное русло, она может стать хорошей чертой характера ребенка. Ведь желание выделиться из коллектива, заслужить похвалу, а значит, добиться успеха, стимулирует способность к творчеству, трудолюбие и интерес к различным занятиям. Демонстративность просто необходима для занятий почти любым видом искусства. Желание добиться успеха в играх и в обществе заставляет таких детей думать, больше читать, познавать мир и интересоваться разными видами деятельности, оно делает их целеустремленными и успешными людьми.

Однако не все дети идут к успеху по нелегкому пути, который требует трудолюбия и старания, другим легче казаться глупее и хуже, чем они есть, чтобы привлечь внимание окружающих. Тем более, если этот ярлык драчуна и клоуна «приклеен» учительницей или мамой.

Замечая, что ребенок демонстрирует себя таким образом, вы должны поговорить с педагогом, чтобы она изменила свое отношение к вашему сыну или дочери. Ребенка может остановить обратная реакция окружающих. Например, если вертится на уроке и строит всем рожицы, учительнице следует спокойно продолжать урок, не обращая внимания на его кривляние. Если он шумит, она может спокойно без комментариев вывести его за руку из класса и отправить в другой кабинет или учительскую, где он сможет отдохнуть в одиночестве. Таким образом, ребенок не получит эффекта, которого добивался. Мама тоже должна взять себя в руки и «не замечать» вызывающего поведения ребенка, обращаясь к нему спокойно и ласково. Когда он будет готов к общению, с ним можно будет обсудить его желания и потребности. Но главное, родительнице нужно самой демонстрировать свою любовь к ребенку.

Школьные годы,

Отклонения в поведении ребёнка

•  Когда ребенок взволнован и пытается доказать что-то свое, вам следует собрать эмоции «в кулак» и спокойно выслушать сына или дочь. Увидев, что вы искренне пытаетесь его понять, он успокоится, объяснив суть своих претензий или требований нормальным тоном. Этот шаг уже сблизит вас и поможет вам принять позиции друг друга. После того как ребенок выскажется, настанет ваш черед говорить. Теперь вы опишите свое отношение к волнующему его вопросу, расскажите о своих чувствах и желаниях. Но делать это надо осторожно, от первого лица, то есть, говоря только о своих чувствах: «Я устала..», «Я огорчена…» «Я хотела бы..», а не «Ты опять не сделал…», «Ты заставляешь меня…», «Ты когда-нибудь начнешь заниматься?..»:

• Когда позиция обоих сторон будет ясна, можно приступить к поиску совместного решения, устраивающего обоих. Пусть ребенок предлагает свои варианты, а вы будете высказывать ему свои. Сразу не критикуйте его предложения, даже если они кажутся вам чудовищными.

• Когда все мысли по поводу разрешения конфликта обеими сторонами высказаны, приступите к оценке всех предложений, а затем к поиску наиболее приемлемого. Это самый важный этап. Обсуждать предложения надо доброжелательно, без раздражения и обид. Видя такое уважительное отношение к себе, ребенок охотно пойдет на компромисс или даже полностью согласится с вашим вариантом, который теперь стал его самостоятельным выбором. Если вы именно так будете подходить к конфликтной ситуации, то постепенно воспитаете у ребенка навык разрешения конфликтов мирным путем.

Оставшись с одним родителем, ребенок ощущает недостаток любви и внимания, как бы не старалась мать восполнить его. Раньше о нем заботились двое близких людей, а теперь только мама. Встречи с отцом по выходным дням, конечно, способствуют снятию напряжения, но лишь отчасти. Поэтому очень эмоциональные дети могут довольно остро ощущать недостаток внимания к себе, который выливается в различные отклонения в поведении. Например, демонстративное поведение, симуляция болезней, представление себя плохим, уход от действительности в фантазии.

Школьные годы,

Как разрешить конфликты с ребёнком

Жить без конфликтов невозможно, ведь время от времени интересы даже самых близких людей могут не совпадать, тем более желания взрослого и ребенка. Между ними разница в целое поколение, а то и в два. При этом часто возникают неприятные разногласия и ссоры, которые выливаются в долгие обиды, непонимание, доставляя сильные переживания и родителям и ребенку.

Как разрешить конфликты с ребёнком?

Отрицательные эмоции почти всегда сопровождают столкновение взглядов двух поколений, и только редкие родители по доброте характера не опускаются до выяснения отношений с ребенком путем обид и угроз. Некоторые мамы, в одиночестве воспитывающие свое чадо, считают, что ему нельзя позволять делать все, что он хочет. Поэтому подавляют волю сына или дочери своей силой и авторитетом. Причем это может быть не прямое насилие, а уговоры и убеждения, от которых ребенок все равно никуда не денется, поэтому вынужден согласиться. В итоге он понимает, что против силы ничего не сделаешь — надо подчиняться.

В другой ситуации он с удовольствием проверит уже своей силой и авторитетом перед более слабыми или младшими детьми этот родительский урок. Так же, как мама, он заставит подчиняться другого ребенка. В итоге родительница сама воспитает в ребенке такой тип поведения, против которого борется. Если мама постоянно заставляет ребенка делать то, что она считает нужным, она развивает в ребенке инертную личность, всегда чувствующую себя побежденной.

Некоторые матери, жалеющие свое дитя и не любящие скандалов в доме, стараются во всем уступить ребенку, только бы он «не плакал». Малыш охотно соглашается с такой уступчивостью, она ему очень выгодна, ведь ему ни в чем нет отказа. Но, привыкая к такой безотказности, он вдруг сталкивается с совершенно другим отношением к себе в школьном коллективе. Другие дети уже не будут потакать маленькому эгоисту и быстро «поставят его на место». В результате ребенок получит психологическую травму.

Но как же находить выход из конфликтной ситуации без боя, чтобы всем было хорошо, а ребенок рос без комплексов?

Школьные годы,

Развитие лидерских качеств ребёнка

С другой стороны, не во всех детях следует развивать лидерские качества. Иногда амбициозные мамы навязывают эту роль малышам, которые вовсе не хотят лидировать в коллективе. Они заставляют детей играть не свойственные им роли, то есть ломают их природный характер, создавая большие психологические проблемы и мешая их нормальному развитию. Если вы принадлежите к этому типу родителей, вам следует пересмотреть свои взгляды. Ведь ребенок — это самостоятельная личность, которая может и должна развиваться по своему пути. Ему надо помогать, а не «перекраивать» его характер по своему замыслу.

Развитие лидерских качеств ребенка

1.Поощряйте стремление ребенка к исследованию и поиску нового.

2. В разумных пределах позволяйте ему рисковать, чтобы он учился преодолевать трудности.

3.Поддерживайте в нем уверенность в собственных силах.

4. Воспитывайте в ребенке решительность. При этом не старайтесь уберечь его от ошибок, чтобы он сам понимал, на что идет, и научился предвидеть результат своих действий и поступков.

5. Всегда настраивайте ребенка на успех. Тот, кто верит в удачу, добивается всего, чего захочет.

6. Поощряйте мечты ребенка и различные проекты, какими бы далекими от жизни они ни казались. При этом важно, чтобы он думал и о том, как эту мечту осуществить.

7. Если малыш встречается с препятствием, не спешите бросаться ему на помощь и делать что-то за него. Лучше спросите его, как он планирует справиться с задачей, попросите придумать разные способы для ее решения. Если ребенок умеет найти выход из ситуации или предложить способ решения проблемы, он пользуется неизменным уважением в коллективе.

8.Давайте ребенку возможность совершенствовать навыки лидера на практике. Как спортсмен должен тренировать свои качества, так и честолюбивый лидер нуждается в возможностях оттачивать свое мастерство.

9.Помогите малышу определить сферу его интересов. Если он будет хорошо ориентироваться в ней, то приобретет уверенность в своих силах и привлечет к этому занятию других детей.

10. Воспитывайте в ребенке доброжелательность, уважение к другим людям, находчивость. Умение поддерживать хорошие отношения с коллективом — одно из главных качеств лидера.

Школьные годы,

Как помочь застенчивым детям

1.  Если вы в силу своего характера или одиночества сильно беспокоитесь и тревожитесь за ребенка, излишне опекая его и контролируя каждый его шаг, то это прямой путь к формированию у малыша робости. Вам нужно срочно пересмотреть свою жизненную позицию и перестать давить на ребенка. Меньше тревожиться по поводу вероятных неприятностей, а дать возможность сыну или дочери проявить самостоятельность.

2.  Всегда настраивайте ребенка на успех, за какие бы дела он не брался. Даже если он чего-то не умеет или у него что- то не получается, нельзя подчеркивать его слабые стороны, а вот сильные выделять нужно.

3. Ребенок должен уметь свободно выражать свои чувства и потребности, поэтому вам надо всегда поощрять его за это, не стыдить, говоря: «Что о тебе подумают!».

4. Чем больше контактов с детьми и взрослыми разного возраста и в разных ситуациях будет иметь ребенок, тем меньше вероятность того, что его застенчивость укрепится. Это лучшая профилактика стеснительности. Для этой цели запишите малыша в разные секции, лучше всего такие, где у него будет возможность публично выступать: театральный или танцевальный кружок.

5.  Если все же ребенок растет застенчивым, не высказывайте ему свою тревогу по поводу этой черты и тем более не упрекайте его. Никогда не ставьте в пример других детей. Подчеркивайте в разговорах с другими людьми при ребенке его сильные стороны, например деликатность, способность понимать чувства других, сдержанность.

6. Если ребенок не готов поддержать разговор в компании, стесняется принять участие в игре незнакомых детей, не заставляйте его делать это. Лучше постарайтесь поддержать: «Я понимаю, что тебе сейчас не хочется играть».

Причем цели и средства не всегда могут быть хорошими. Чаще всего, детей прельщает именно авантюризм. Несмотря на то, что ребенок-лидер предлагает одноклассникам совершить нечто, чего им никогда не позволит учительница или родители, за лидером смело идут не только «отпетые хулиганы», но и примерные отличницы. Почему это происходит? Потому, что он обладает силой убеждения и знает, чем заинтересовать сверстников.

Если вы видите в своем ребенке лидерские качества, и при этом он сам стремится проявлять инициативу в коллективе, вам следует ему помочь. Может случиться так, что стремление сына или дочери лидировать не будет подкреплено знаниями и творческими возможностями. Тогда нереализованная потребность обернется обидами, конфликтами и психологической травмой.

Школьные годы,

Причина застенчивости ребёнка

Часто застенчивость формируется в результате психической травмы, полученной ребенком в какой-то ситуации общения, например, когда он, отвечая урок, случайно ошибся, а учительница его высмеяла перед всем классом. После этого у ребенка возник страх перед выступлениями, он стал бояться высказывать свои мысли даже одноклассникам. Чем дальше, тем больше он замыкался в себе, и застенчивость стала патологической чертой его характера: он уже не мог сказать то, что хотел, боялся общения и избегал его, хотя по природе был очень контактным.

Причина застенчивости ребёнка кроется в семье

Ранняя и болезненная разлука с матерью вызывает у ребенка излишнюю чувствительность и формирует у него зависимость от эмоционального состояния окружающих людей. Вследствие этого у него развивается застенчивость и неуверенность в себе. Более позднее расставание с отцом, который играл большую роль в жизни ребенка, тоже способствует развитию стеснительности у малыша, делая его в собственных глазах хуже, чем он есть на самом деле. Особенно это относится к мальчикам, которые вынуждены расставаться с отцом в трудном переходном возрасте.

К другим причинам относится чрезмерная требовательность родителей к ребенку, который не в состоянии выполнить то, что хотят от него мама и папа. А также строгость последних, заключающаяся в том, что они проявляют свою любовь только тогда, когда сын или дочь достигает каких-то успехов.

Опрос первым, но сомневается в правильности своих мыслей. Возможно, он когда-то ошибся, и ему это было неприятно. Иногда за застенчивым поведением скрывается стремление занять лидерскую позицию среди других детей, но соответствующих качеств для этого не хватает. Не получив результата, такой ребенок может вообще замкнуться в себе и отказаться от контактов. Трудности в общении могут быть вызваны недостаточным развитием у малыша речи, мышления. В таком случае ему действительно тяжело заводить знакомства и поддерживать разговор.

Над всеми отношениями. Чтобы этого не произошло, чуткость к желаниям других людей и умение жертвовать своими интересами воспитывать нужно в семье. И в этом нужно заинтересовывать ребенка опять же его желаниями, но только более дальновидными и разумными: «Я хочу, чтобы у меня было много друзей, чтобы ко мне хорошо относились в коллективе, чтобы мой друг всегда верил мне, и я мог всегда надеяться на него, а для этого я должен поступать так-то и так-то».

Поэтому в любом случае желание руководит ответственностью, которая его и порождает. Но это происходит только в том случае, если ребенок четко осознает свою ответственность, понимает, что это нужно лично ему, а не кому-нибудь другому.

Школьные годы,

Застенчивость ребёнка и пути её преодоления

Несколько советов я уже дала. Теперь акцентирую ваше внимание на том, какие опасности могут подстерегать ребенка в неполной семье. Мама, уставшая и замотанная, требует от ребенка выполнения его обязанностей — делать уроки, наводить порядок на своем столе и т. д. Она именно требует, нередко прибегая к угрозам, оскорблением и крикам. В итоге сын или дочь садится за уроки из-под палки, получая соответствующий результат. Это закрепляет стереотип — выполнять домашнее задание неинтересно и неприятно. В результате ребенок может вообще охладеть к учебе, которая раньше ему нравилась. Поэтому самый главный совет родителям: поощряйте детское «хочу», стараясь заинтересовать малыша тем или иным видом деятельности.

Застенчивость ребёнка и пути её преодоления

Застенчивость может быть врожденной чертой характера, и при благоприятных стечениях обстоятельств она не мешает ребенку общаться со сверстниками, да и в дальнейшем не создает особых трудностей в жизни. Такая стеснительность не является психологической проблемой для ребенка, потому что он не испытывает от нее дискомфорта. Например, малыш знает, как ответить на вопрос учителя, но не спешит поднимать руку, потому что у него нет потребности в том, чтобы продемонстрировать свои знания. Но если его спросят, он не будет молчать, а тихо и спокойно ответит урок. Такие дети малообщительны, но самодостаточны, они не нуждаются в помощи и оценке окружающих.

Другое дело, когда застенчивость тесно граничит с нерешительностью и тревожностью. Например, ученик знает и хочет дать ответ на трудный вопрос первым, но сомневается в правильности своих мыслей. Возможно, он когда-то ошибся, и ему это было неприятно. Иногда за застенчивым поведением скрывается стремление занять лидерскую позицию среди других детей, но соответствующих качеств для этого не хватает. Не получив результата, такой ребенок может вообще замкнуться в себе и отказаться от контактов. Трудности в общении могут быть вызваны недостаточным развитием у малыша речи, мышления. В таком случае ему действительно тяжело заводить знакомства и поддерживать разговор.

Чтобы этого не произошло, чуткость к желаниям других людей и умение жертвовать своими интересами воспитывать нужно в семье. И в этом нужно заинтересовывать ребенка опять же его желаниями, но только более дальновидными и разумными: «Я хочу, чтобы у меня было много друзей, чтобы ко мне хорошо относились в коллективе, чтобы мой друг всегда верил мне, и я мог всегда надеяться на него, а для этого я должен поступать так-то и так-то».

Поэтому в любом случае желание руководит ответственностью, которая его и порождает. Но это происходит только в том случае, если ребенок четко осознает свою ответственность, понимает, что это нужно лично ему, а не кому-нибудь другому.