Под чьим-то давлением

 Ошибка 4. Ребенок постоянно находится под давлением родителей или преподавателей.

Нажим авторитарных взрослых лишает его самостоятельности и вселяет неуверенность в собственных силах. Кроме того, ребенок оказывается в эмоциональной зависимости от родителя или другого взрослого, и он может испытывать чувство постоянной неудовлетворенности в жизни. Последствия этого давления порой проявляются всю жизнь, потому что в мозгу остается стойкая доминанта — очаг возбуждения, который является своеобразным цензором всех мыслей и поступков, совершаемых человеком. Эта доминанта лишает человека возможности действовать и мыслить свободно, ставит его в узкие рамки, подрывая тем самым нервную систему.

 

На  чём бы не была основана авторитарность — на любви или ненависти, она наносит одинаково сильный урон психике ребенка. Его поведение впоследствии может колебаться от крайней застенчивости до аффективных выпадов.

Исправление ошибки. Исключить авторитарные отношения между собой и ребенком, перестать оказывать на него психологическое давление, а проще говоря, вспомнить о том, что перед вами такая же личность, как и вы, имеющая право на свободу. Требования родителей и учителей должны быть разумными и ограниченными определенными правилами. Отвечать на уроке литературы только так, как считает учитель — это не разумное, а ставящие в жесткие рамки ученика требование. Литература — предмет гуманитарный, помогающий раскрепостить ребенка, научить его думать и высказывать свои мысли вслух. Находясь под давлением учителя, он никогда не научится этому, а наоборот, станет зажатым.

 

Требование родителей чистить зубы перед сном — разумное, а вот наблюдение за каждым шагом ребенка, контроль над всеми его действиями — это уже прямое давление, которое сначала тяготит малыша, а потом входит у него в привычку, в результате чего ребенок без неусыпного контроля родителей не может сделать ни одного самостоятельного шага.