Условности, навязываемые родителями

 Мама обратилась к своему девятилетнему сыну: «Вместо того чтобы болтаться без дела по квартире, иди и поиграй на пианино, а то опять не выучишь урок. Это было сказано с довольно сильным раздражением, потому что ребенок вел себя не так как положено, или ей так показалось из-за плохого настроения. Короче говоря, мать решила занять мальчика, чтобы время не проходило впустую, но сделала это в довольно грубой форме. Однако то, что она услышала в ответ, заставило женщину всерьез задуматься над методами воспитания: «Я знаю, что я для тебя раб, потому что ты делаешь со мной все, что хочешь! Для этого ты меня и родила!» Маме казалось, что такое обвинение можно услышать только в том случае, если над ребенком издеваются, бьют его, ставят в угол, следят за каждым шагом, заставляют с утра до вечера заниматься или трудиться.

Но ничего подобного в их отношениях с сыном не было. Да, она периодически напоминала ему об обязанностях: выполнять домашнее задание, играть на пианино, учить английский язык. Но занятия в музыкальной школе и с учителем английского были для него в радость, и он не хотел их бросать. Женщине наоборот, казалось, что она слишком мягко обращается с сыном и избаловала его, поэтому он стал отлынивать от уроков и лениться, заставляя ее повышать голос. Так случилось и в этот раз. Иногда сын придумывал ловкий ход, чтобы повеселиться, но теперь он кричал маме в лицо со слезами на глазах: «Я раб и больше никто!»

Сначала мать почувствовала обиду, потому что очень любила сына и не стеснялась проявлять свою любовь, но при этом была в меру требовательна. Но потом поняла весь сценарий их взаимоотношений. Маленький человек оказался не волен делать то, что ему хочется в данный момент, думать о том, о чем хочет, мечтать, планировать, строить, вообще жить в своем детском мире, в котором много фантазий и из которого рождается мечта, ведущая к счастью. Как только человек начинает думать, ему навязывают условности мира уже существующего, родители в меру своего образования, пусть даже блестящего, пытаются втиснуть в его гениальную головку (а все дети рождаются гениями, это мы делаем из них посредственность) общепринятые правила и условности