Похвала и одобрение

Никита пришел из школы счастливый. Вчерашний труд не пропал даром: он так старался сделать домашнюю работу по математике без единой помарки, чего раньше у него никак не получалось, и, наконец, получил заслуженную «пятерку». Правда, на уроке музыки он немного отвлекся и получил замечание в дневник, но оно для него ничего не стоило по сравнению с отличной оценкой по математике, которую он спешил показать маме. Не раздеваясь, Никита бросился навстречу матери и радостно закричал: «Мама, я получил «пятерку», смотри!». И буквально сунул ей под самый нос свой дневник. Мама удивилась и обрадовалась, по привычке сдерживая свои эмоции, но вдруг ей в глаза бросилось замечание по музыке.

 

Вот тут она дала эмоциям полную свободу. «Я вижу замечание», — строго сказала мама, — «Ты опять болтал на уроке?! За это ты будешь наказан». Улыбка исчезла с лица малыша. Его победа оказалась не нужной самому близкому человеку. Ее просто не заметили. То, что для него было так важно, проигнорировали. Разве Никите после этого захочется делать домашнюю работу правильно и аккуратно?

Младшие школьники очень хотят, чтобы их победы и радости были разделены любящими родителями. Они как бы отождествляют себя с вами и больше нуждаются в поощрении, чем в наказании. Поэтому преобладать в мерах воспитания должны все-таки похвала и одобрение. Только так вы разовьете в детях стремление и желание совершать хорошие поступки и преодолевать трудности.

Что касается физических наказаний, то применять их нельзя! Они унижают и оскорбляют ребенка, вселяют в него сомнение в вашей любви. Некоторые дети вообще не выносят подобной меры воспитания, они пугаются излишней строгости родителей, начинают сторониться и даже бояться их. Это может даже нарушить их психическое развитие.

Пока ребенок маленький, вряд ли какая-нибудь мама удержится от соблазна слегка шлепнуть капризулю по мягкому месту за непослушание. Если этот шлепок искренний и соответствует проступку, ничего страшного в этом нет. Но к школьникам подобные меры воздействия уже недопустимы.